Концепция перспективного развития Кировского района (2015 год)

  

Концепция перспективного развития

Кировского внутригородского района городского округа Самара.

 

САМАРА

декабрь, 2015 г.

Концепция  развития  Кировского внутригородского района городского округа Самара разработана с учетом целей и задач Стратегии комплексного развития городского округа Самара до 2025 года, а также в соответствии с полномочиями, предусмотренными проектом Устава района и определяет приоритетные направления и цели развития Кировского района г. о. Самара. 

Разработанная Концепция состоит из краткого описания района, Программы незамедлительных действий и Программы перспективного развития.

Разработанная Концепция предполагает дальнейшее преобразование в «Программу долгосрочного развития района», взаимоувязанную по целям, задачам, ресурсам и мероприятиям, а также имеющая территориальную привязку.

Разработка программы должна происходит в непосредственном взаимодействии с жителями, депутатами различных уровней, предприятиями и организациями района и поможет  решить  системные и общегородские  задачи на территории района.

 

Краткое описание района.

 

Кировский район обладает всеми качествами среднего российского города. По площади и населению он соразмерен с Тамбовом (288 тыс. чел./ 90 кв.км.), Псковом (207 тыс. чел./ 95 кв.км.), Новгородом Великим (221 тыс. чел./ 90 кв.км.), Новороссийском (263 тыс. чел./81 кв.км).

В отличие от других районов Самары Кировский район обладает развитым ядром, конкурирующим по функциональной насыщенности с общегородским центром Самары: пл. Кирова, ул. Победы, пр. Кирова, пр. Металлургов.

Это единственный район Самары, обладающий взаимосвязанным природно-рекреационным каркасом, соединяющим 2 уникальные прибрежные зоны р. Волги и р. Самары

.

В транспортном отношении район обладает включенностью во все уровни инфраструктуры, обладая даже аэропортом. На его территории располагаются северные и восточные въезды в Самару.

На территории Кировского района более 8,5 тысяч предприятий различных отраслей экономики. Основными из них являются: цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, производство подшипников, сборных железобетонных изделий и металлоконструкций, стройматериалов, а также мебельное и пищевое производство. Торговую деятельность осуществляют 1780 объектов потребительского рынка.

Кировский район занимает 1-е место среди внутригородских районов по объемам отгруженной продукции и услуг и является локомотивом экономики города.

На территории района предполагается реализация проектов государственного значения – стадион для проведения матчей чемпионата мира по футболу 2018 года и Технополис Самара, что делает район центром перспективного развития города.

 

Программа незамедлительных действий:

 

Основные проблемы района:     

 

1. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.

2. Неудовлетворительное состояние дорог.

3. Отсутствие уличного освещения.

4. Состояние жилищного фонда.   

5. Нехватка мест в детских садах

6. Несанкционированная торговля.

 

1.Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья

 

Цель: Организовать комплексное содействие и ускорить процессы переселения из ветхого и аварийного жилья.

Пояснение:

В Адресную программу сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории городского округа Самара включено 702 дома.

 

Межведомственной комиссией с 2001 по 2015 года признано аварийными и подлежащими сносу 86 домов, только 4 из них расселены полностью.

На территории района есть целые кварталы ветхих и аварийных жилых домов:

- На территории 66 квартала в границах улиц Советской, Черемшанской, Пугачевской, Ставропольской расположен 91 жилой дом 1949-1954 годов постройки. Дома каркасно-засыпные, деревянные, щитовые. Признаны аварийными и подлежащими сносу 31 многоквартирный жилой дом, где  проживает более 900 человек.

 - На территории в границах улиц Ставропольская, Каховская, пр. Юных Пионеров, Советская, Свободы, Юбилейная, Победы и пр. Кирова расположено 269 ветхих многоквартирных домов, из них признано аварийными и подлежащими сносу 39 ветхих многоквартирных жилых домов, в которых проживает более 1 000 человек.

 

2.Неудовлетворительное состояние дорог

 

Цель: значимо повысить качество улично-дорожной сети района.

 

Пояснение:

 

Общая площадь дорог Кировского района составляет 1902,8 тыс. м2.

Внутриквартальные территории строились параллельно застройке жилых домов в 60-70-е годы. Соответственно, их архитектурное планирование не соответствует современным нормам и требованиям.

Особого внимания требуют дороги частного сектора.

Площадь дорог в частном секторе с асфальтовым покрытием составляет 244,2 тыс.кв.м,  грунтовых дорог - 781 тыс.кв.м. Отсутствуют тротуары.

Необходимо:

1).  Проведение капитального ремонта магистральных дорог: (ул. Пугачевская, ул. Дальневосточная, ул. Черемшанская (ул. Ташкентская/ ул. Алма Атинская), ул. Металлистов, ул. Юбилейная, пр. Карла Маркса (пр. Кирова/ул. Ташкентская).

2).  Проведение реконструкции магистральных дорог: (пр. Кирова, ул. Алма-Атинская, ул. Товарная, ул. Олимпийская (ул. Елизарова/ул. Алма Атинская), - ул. Ташкентской (ул. Стара Загора/Московское ш.).

3).  Строительство дорог и тротуаров в частном секторе.

 

3. Отсутствие уличного освещения

 

Цель: Обеспечить освещение наиболее значимых территорий района.

Адресная программа:

  • Магистральные дороги с интенсивным движением автотранспорта:

     - Волжское шоссе;

     - Ракитовское шоссе.

  • Улицы жилого сектора:

- пр. Карла Маркса от ул. Алма-Атинской до Ракитовского шоссе;

- ул. Олимпийская от ул. Алма-Атинской до Ракитовского шоссе;

- ул. Алма-Атинская от ул. пр. Карла Маркса до ул. Енисейской;

- ул. Енисейская от ул. Алма-Атинской до ул. Строителей;

- Ташкентский переулок от ул. Нагорной до ул. Черемшанской;

- ул. Севастопольская от ул. Енисейской до пр. Юных Пионеров.

 

4.Состояние жилищного фонда

 

Цель: Сконцентрировать ресурсы для решения наиболее значимых проблем жилищного фонда района.

Описание ситуации:

4.1 Замена лифтов в домах жилого фонда, отработавших нормативный срок службы.

В жилищном фонде Кировского района 1130 лифтов, в том числе, 797 в домах, обсуживаемых управляющими компаниями,  333 -  в домах ТСЖ, ЖСК.

На сегодняшний день 577 лифтов по Кировскому району выработали нормативный срок службы 25 лет и соответственно требуют скорейшей замены.    Примерная стоимость данных работ составляет 1 100 000 тыс. руб. (стоимость замены   1 лифта 1млн. 800 тыс. рублей.).

4.2 Вынос встроенной системы отопления из домов жилого фонда.

На территории района 75 домов со встроенной системой отопления.  Дома 70-х годов постройки.

Стоимость работ по выносу встроенной системы (ПСД, СМР) одного  5-этажного 4-х подъездного дома в среднем составляет от 7 до 9 млн. рублей.

Таким образом, затраты на реконструкцию системы отопления  составляют 637 500 тыс. руб.

 

 

5.Нехватка мест в детских садах

 

Цель: Ликвидировать очередь в детские сады к 2018 году.

Описание: В Кировском районе 32 детских сада, их посещают 8 433 ребенка. Очередь в детские сады составляет 1 188 человек.

 

 

 

6.Несанкционированная торговля.

 

Цель: к 2018 году обеспечить 100% охват объектов потребительского рынка правоустанавливающими документами.

 

 

Описание:

Из 1780 объектов потребительского рынка, находящихся на территории района, с правоустанавливающими документами – 1563, без документов -217.

Необходимо демонтировать:

- 44 автостоянки;            

- 114 ОПР (78 – сложно-демонтируемые);

-  53 объекта с территории бывшей ярмарки;

- 6 холодильников.

Всего с территории Кировского района демонтировано 1841 незаконно установленный объект, в т.ч. в 2015г. - 512.

 

 

 

Программа перспективного развития

 

 

1.Опережающее развитие деловой среды и предпринимательства.

 

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Основные задачи:

- содействовать  повышению качества информационно-правового обеспечения предпринимательской деятельности на территории района, развивать образовательную активность в сфере предпринимательства;

- реализовывать дополнительные меры стимулирования индивидуальной предпринимательской активности в районе, выставочно-ярмарочная, презентационная деятельность района  и города;

- обеспечить жителей района качественной сельскохозяйственной продукцией, произведенной в Самарской области;

-  с целью углубления диалога между властью и бизнесом, оперативного решения проблем, возникающих в бизнес-сообществе, создать Совет по развитию предпринимательства на территории Кировского района.

- создание некоммерческой организации «Фонд развития Кировского района» для обеспечения системной и прозрачной поддержки перспективных социо-культурных проектов по развитию района со стороны бизнеса.

 

 

2.Форсированное коммуникационное развитие.

 

Основные задачи:

- Существенно увеличить количество спортивных событий, прежде всего футбольной направленности.

- Возобновить систему спортивных соревнований района.

 

 

- Содействовать проведение на территории района масштабных событий после завершения Чемпионата Мира по футболу.

 

3.Транспортно-логистическое развитие.

 

Основные задачи:

- Обеспечить развитие улично-дорожной сети (программа незамедлительных действий);

- Обеспечить развитие общественного транспорта, в том числе создание комфортных павильонов ожидания общественного транспорта;

- Создать условия для развития велосипедного движения.

 

 

4. Туристическое и рекреационно-оздоровительное развитие.

 

 

Основные задачи:

- Создание увязанной системы рекреационных пространств от  р. Самара до р. Волги;

- обеспечить благоустройств мест массового отдыха жителей района;

 

5.Градоэкологическое развитие (жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство и экология района).

 

Основные задачи:

- Максимально содействовать привлечению финансирования для обеспечения капитального и текущего ремонта многоквартирных домов.

 

 

- Обеспечить контроль качества проводимого капитального ремонта многоквартирных домов.

- Привлекать финансирование для строительства ливневой канализации в наиболее проблемных участках.

- Обеспечить сохранение природного каркаса территории района;

- Ликвидировать существующие и не допустить организацию новых несанкционированных свалок;

- Организовать экологическое воспитание детей и молодежи.

 

6.Пространственное развитие и формирование креативной городской среды.

 

Основные задачи:

- Обеспечить увеличение темпов жилищного строительства с одновременным обеспечением высокого качества среды и сохранения разнообразия типов жилой застройки.

- Обеспечить связанность пешеходных зон в единую систему с развитием креативных пространств в узлах наивысшей концентрации активности.

- Создать программу последовательной разработки проектов планировки территории района и охватит к 2020 году 100% территории района проектами планировки.

 

- Стимулировать  строительство на территории района деловых центров, увеличивая тем самым количество и доступность мест приложения труда вблизи мест проживания.

- Запустить проекты с участием населения по благоустройству «старых» дворов, которые не будут подлежать сносу в среднесрочной перспективе.

 

7. Развитие Самарских сообществ.

 

Основные задачи:

- Развивать и укреплять систему взаимодействияс населением

и общественностью путем прямого участия в разработках программ и планов развития районов.

- Обеспечить прямые каналы связи между жителями района и сотрудниками Администрации района.

 

- Обеспечить полную подотчетность и прозрачность деятельности Администрации района перед жителями.

 

8.Культурное развитие.

Основные задачи:

 

- Содействовать раскрытию творческого потенциала жителей района и стимулировать участие молодежи в творческих конкурсах и мероприятиях общегородского, регионального и федерального значения.

 

 Возродить практику выступления ведущих творческих коллективов города на сценических площадках Кировского района.

- Преобразовать библиотеки района в современные культурно-образовательные и коммуникационные центры.

9.Развитие дополнительного образования.

 

Основные задачи:

- Содействие внедрению и популяризация научно-технического творчества в образовании путем интеграции работы школ, учреждений ДПО и предприятий района.

 

-Организация работы по популяризации рабочих профессий, и взаимодействие с учреждениями среднего специального образования.